Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий ДТП, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы, где был поврежден автомобиль является экспертиза дорожных происшествий, которую в тех или иных условиях часто разнолико именуют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Интересно то, что ни одно из этих названий не является правильным и научно-обоснованным названием.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор факторов.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела это уникальное наименование более семи лет назад, количество практикующих следователей, юристов, судей, адвокатов все также назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая только класс исследования, не уточняя вида экспертного исследования.

Из-за такого общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в практике довольно часто рождаются ситуации, когда в офис какой-либо экспертной организации, где имеются тоже «автоэксперты» (оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба), приходят материалы дела, где требуются знания эксперта по исследованию ДТП (дорожных знаков, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

И тогда возникает нехорошая ситуация, когда материалы дела возвращаются в следственные или судебные органы без должного исполнения, из-за чего установленные сроки расследования дела не выдерживаются из-за грамотности указанных выше участников процесса.

Главные задачи и цели дорожно-транспортной экспертизы:

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: обочин, состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна;

• состояние дороги в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности необходимого восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения происшествия;

• определение значений параметров и коэффициентов, который характеризуют передвижение автомобиля и других объектов на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспорта и других участников по покрытию автомобильной дороги;

Установление обстоятельств, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению ДТП: неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дороги, неправильное расположение дорожных знаков, отсутствие дорожных знаков и другие негативные особенности ситуации.

Для автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы эксперту требуется предоставить материалы административного, гражданского, уголовного дела, относящиеся к происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу необходимо знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо полное изучение комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

К слову, в ситуациях, где одним из важных фактором дорожно-транспортного происшествия выступают погодные условия обязательным документом будет являться справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент ДТП.